top of page
  • Фото автораАлександра Вэджи

Интеллект

Обновлено: 17 апр. 2021 г.


Жанр: научная фантастика.

Объем: 13 стр.



Рассказ опубликован в Крафтовом литературном журнале "Рассказы".










Вера поспешно разобрала документы на столе, ловко раскидав их по файлам и каталогам, затем выключила компьютер и принтер. В спешке она задела баночку со скрепками, они веером рассыпались по столу и, подпрыгивая, со звоном разлетелись по полу. Вера испуганно оглянулась. Тэо, услышав шум, перестал методично сканировать документы в электронную базу и посмотрел в сторону задержавшейся сотрудницы.


- Все в порядке, Вера? – спросил он.

- Да, Тэо, - поспешила ответить она. Необоснованный страх неприятно щекотал ей нервы. – Я просто рассыпала скрепки. Сейчас все уберу.

Она опустилась на корточки, чтобы все убрать обратно в баночку для скрепок. Приближающийся жужжащий звук и тяжелые шаги заставили ее ускориться.

- Помочь? – Тэо участливо остановился рядом, с любопытством склонив голову набок.

- Нет, я уже все собрала, - она поднялась с корточек, поправила юбку, и посмотрела в неоновые глаза робота. – Ты можешь продолжить свою работу, Тэо. А мне пора, я и так уже задержалась.


Вера взяла пальто со спинки кресла и поспешно надела его. Схватив со стола сумочку и пропуск, она направилась к выходу. Тэо ненавязчиво преградил ей путь.

- Ты идешь в город? – с интонацией любопытства спросил он.

- Да. Я иду домой.

- Позволишь мне тоже выйти? Я бы прогулялся.

- Ночью? – Вера удивленно посмотрела на робота. У него был такой робкий вид, что ей стало неловко, за то, что она так боится его и избегает общения с ним. – Тэо, тебе нельзя выходить из офиса без разрешения Гарольда. Он твой куратор и тебе нужно просить разрешения у него, а не у меня.

- Я знаю, но я подумал, может быть….

- Нет. – Категорично ответила Вера. – У меня нет таких полномочий. Да и в офисе тебе будет безопаснее. – Она с сочувствием посмотрела на Тэо. - Ты еще учишься, и пока не настолько совершенен, чтобы быть самостоятельным. Надо, чтобы за тобой кто-нибудь присматривал. Потерпи лучше до утра, хорошо?

- Хорошо, - согласился робот. - Ты права, Вера.

- До завтра, Тэо, – сотрудница натянуто улыбнулась, и робот тут же скопировал ее улыбку. Вера невольно съежилась и поспешно вышла из офиса.

Как только двери закрылись, и просигналил электронный замок, послышался глухой удар, как будто кто-то с досадой стукнул в дверь. От неожиданности Вера подскочила на месте. Она прислушалась, но очередного удара не последовало.

Это было нестандартное поведение машины. Вера подумала, что надо обязательно рассказать об этом Гарольду. Ей совсем не нравилось присутствие в их отделении человекоподобного робота. Хоть он и помогал систематизировать электронный архив, его присутствие напрягало ее и не давало спокойно работать. Скорее бы уже прошла эта социальная адаптация и его перевели в другое место. Но пока приходилось терпеть.


Тэо задумчиво постоял у двери несколько минут, анализируя новые данные в поведении человека, а потом решил снова вернуться к работе. Проходя мимо стола Веры, он озадаченно остановился - что-то привлекло его внимание. Он наклонился ближе к интересующему объекту и поднес металлический палец к скрепке, которая оказалась почти на самом краю стола. Тэо прикоснулся к ней, и та полетела на пол. Затем он аккуратно поднял ее и вернул на прежнее место, соблюдая баланс в равновесии, чтобы она не упала. Это явление показалось ему весьма занятным, и он воодушевленно высыпал остальные скрепки на стол.


***

«Модель 30454. Версия 11.9.3. Возобновление системы. Проверка настроек системы. Загрузка адаптивных параметров. Синхронизация биодатчиков. Проверка жизнеобеспечения. Отклонений нет. Проверка памяти. Синхронизация событий. Анализ. Синхронизация. Успешно. Загрузка сенсорной системы. Анализ окружающей среды. Успешно. Запуск аналитической программы. Проснуться».

- Доброе утро, Тэо!

Робот повернул голову в сторону собеседника.

- Доброе утро, Гарольд.

- Итак, что скажешь? Как ты себя чувствуешь? О чем подумал, когда проснулся? – Гарольд с любопытством наклонился к роботу в кресле для подзарядки, демонстрируя широкую белоснежную улыбку.

- Я чувствую себя хорошо. Все системы в норме. По данным с метеоспутников температура воздуха 24 градуса выше нуля, осадков не ожидается.

- Отлично, Тэо. Ты вовремя предоставляешь информацию. – Молодой человек откинулся на спинку кресла и, взяв планшет со стола, сделал несколько электронных пометок. Улыбка на его гладковыбритом лице тут же сменилась глубокой сосредоточенностью.

- А как твои дела, Гарольд?

- Хорошо. Но мне сегодня предстоит много работы.

- Я могу чем-то помочь?

Гарольд немного подумал, но так и не смог подобрать подходящего задания.

- Пока я справлюсь. Пообщайся с другими сотрудниками, думаю, у них найдется для тебя дело. Хотя можно отправиться на прогулку или прочитать несколько художественных книг для обсуждения, что ты хочешь?

- Я бы хотел отправиться на прогулку, если можно?

- Почему бы и нет. На улице ведь хорошая погода! – согласился Гарольд.

- Спасибо, я очень рад! - Робот поднялся с кресла для подзарядки и направился к выходу, но через пару шагов остановился и повернулся к своему куратору.

- Совершенство.

- Что? Совершенство? – не понял Гарольд.

- Совершенство, – повторил робот, – это первая мысль, которая появилась у меня после пробуждения.

- Почему именно это слово?

- Я пытаюсь понять его смысл.

- И понял что-нибудь?

- Не совсем. Но, думаю, на данный момент хорошая погода за окном и возможность совершить прогулку это тоже в некотором смысле совершенство.

— Это точно, – громко засмеялся куратор. - Попробуй еще подумать над этим словом. Вечером обсудим. Далеко не уходи от офиса, хорошо? Я буду за тобой присматривать, - Гарольд указал на планшет. – Но все же, будь аккуратнее в общении с людьми. Если они не хотят с тобой общаться, не надо настаивать. Больше наблюдай.

- Хорошо, Гарольд. – Тэо виновато опустил голову. - Похоже, я вчера чем-то напугал Веру.

- Да, она рассказала мне. – Молодой человек с пониманием улыбнулся. - Ничего страшного, ты ведь только учишься.

Когда робот вышел за дверь, Гарольд снова откинулся на спинку кресла, взял в руки планшет и запустил контрольное приложение. Значок датчика, установленный в роботе, появился на карте и двинулся вдоль улицы.

- Хм-м, - задумался Гарольд. – Совершенство.

В глубине офиса послышался тихий вскрик. Он обернулся, но не успел подняться, чтобы удовлетворить свое любопытство, как зазвонил рабочий телефон. Он поднял трубку и услышал взволнованный голос Веры:

- Гарольд! Ты не мог бы подойти к моему рабочему месту?

Вера стояла возле своего кресла, подперев руки в бока. Перед ней на столе в аккуратном порядке, четко по краю, были разложены скрепки, создавая своеобразный металлический кант вокруг всего стола.

- И как ты это объяснишь? – с возмущением воскликнула она. - По-твоему это нормально?

- Ты уверена, что это сделал Тэо?

- Уверена!

- Ну да, он познает мир, вещи и их свойства. – Гарольд развел руки. – Он учится! Для этого он и находится в нашем офисе, чтобы учится быть «человеком», быть социально адаптированным. Возможно, так он хотел тебе понравиться. Ты только посмотри, это же…- он запнулся, – это же совершенство! Так вот он откуда взял это слово! - Вера недовольно посмотрела на него исподлобья. - Ладно, забудь.

- Может, все-таки не стоит оставлять его включенным ночью? И пожалуйста, пусть он не подходит ко мне! Я его боюсь, он какой-то не такой, как все остальные роботы.

- Хорошо. Я попрошу его об этом. Но включить и выключить я его не могу, у меня нет доступа. Моя задача только присматривать за ним.

- Пожалуйста, Гарольд, ты его куратор - следи за ним. – Вера посмотрела на стол и обессилено опустила руки. - Как мне теперь все это убрать?!

- Ладно, давай помогу. Дел то на пять минут!


***


Мастер сидел за своим импровизированным столом, составленным из стальных плит, и работал лазерным паяльником над очередным роботом. Его «пациент» безвольно лежал в отключенном состоянии, представляя собой пока что бессмысленную груду металла. Такого материала было довольно много в этом помещении. Все вокруг представляло собой хаотичный порядок. На первый взгляд можно было подумать, что в рабочем помещении сплошной беспорядок, и хозяин всего этого неисправимо неряшлив. Но на самом деле каждая груда запчастей имела свое место. На деревянных стеллажах вдоль стены лежали коробочки с платами, модулями памяти, датчиками и прочими деталями, обладающих хрупкостью. А в стальных ящиках, размещенных на полу, складировались запчасти от корпусов разных роботов, начиная от примитивных до человекоподобных. Стеллаж с инструментами так же располагался на отдельной стене, хоть и представлял собой на первый взгляд непонятную груду всего.

Сегодня Мастер работал в старых очках с толстыми линзами и выглядел от этого еще более чудаковатым, чем обычно. На нем был все тот же рабочий комбинезон из плотной джинсовой ткани цвета хаки и все та же неизменная густая, похожая на мочалку, седая борода. Увлеченный работой, он непроизвольно напевал себе какую-то мелодию.


Длительный протяжный гудок звонка заставил его отвлечься. Он отложил паяльник в сторону, задвинул очки на лоб и посмотрел в висящий на стене небольшой монитор.

- Аа-а… наш постоянный гость, - сказал он самому себе.

Обходя расставленные на полу ящики с запчастями, он подошел к панели с блокиратором и нажал на кнопку включения. Затем опустил рычаг для открытия ворот, чтобы впустить гостя.

Тэо медленно вошел в гараж, глухо вышагивая по бетонному полу, с любопытством оглядываясь по сторонам. В обстановке ничего не изменилось после его последнего визита. Только добавилось количество запчастей.

- Здравствуйте, Мастер.

- Здравствуй, Тэо. Рад тебя видеть, проходи.

Мастер вернулся к своему столу и снова надел очки. Робот с любопытством посмотрел на рабочий стол.

- Над чем вы работаете сегодня?

- Я назвал его РТ-24. Собирал из трех разных роботов. – Мастер окинул взглядом запчасти. - Думаю, из него выйдет отличный помощник в подсобном хозяйстве. Может, удастся его продать. На такого робота будет спрос. Подожди, мне совсем немного осталось доделать, и тогда можно будет проверить его работоспособность.

- А меня можно будет продать?

Мастер засмеялся.

-В наше время все можно продать, даже человека. И тебя тоже, причем за огромные деньги! Но ты, скорее всего, уже принадлежишь какой-то корпорации. Ты намного сложнее, чем мои роботы. Они довольно примитивны, а ты - уникален.

- Мне очень приятно это слышать. – Тэо задумался. – Я тоже хочу быть полезным.

Мастер перестал работать, подошел к Тэо и ободряюще положил руку ему на плечо.

- Ты и так полезен, мой друг. Я рад, что у тебя есть свобода передвижения, и ты можешь общаться с людьми. Это здорово, что тебе удалось забрести в мою мастерскую. Теперь я могу смотреть на тебя и восхищаться тем, насколько развились современные технологии. Одни пластины на твоем корпусе чего стоят. Благодаря количеству мелких деталей, ты можешь изображать почти идеально человеческие эмоции, делать более точные движения. Это невероятно!

Мастер снова вернулся к рабочему месту и добавил:

- Надеюсь, когда-нибудь я смогу создавать таких роботов, как ты. Кстати, если хочешь, у меня есть для тебя одно задание.

- Задание? – оживился Тэо. – Я с радостью помогу!

- Только об этом позже, давай сначала я закончу сборку РТ-24, а потом поговорим.

- Хорошо, тогда я пока понаблюдаю. – Робот участливо встал рядом.

Вскоре Мастер допаял панель с контактами и попытался включить свое новое творение. Но вместо сигнала включения раздался глухой хлопок, и запах горелых проводов наполнил помещение.

- А, совсем забыл, - сокрушенно воскликнул Мастер. – Надо было заменить предохранитель. Ну, ничего сейчас все исправим.

Он подошел к стеллажу с деталями и, покопавшись, достал нужный предохранитель. Открыв панель на спине своего робота, он ловко заменил сгоревшую деталь, и прикрутил защитную крышку обратно.

Повторное включение оказалось успешным. РТ-24, поскрипывая, прошелся по комнате. На фоне Тэо он был ниже ростом и более грубоватым. Мастер с помощью команд проверил все основные функции у своего робота, а затем отключил его.


- Теперь осталось только немного доработать программное обеспечение. – Мастер довольно улыбнулся. Работа удалась. Он заботливо взял РТ-24 под руки и отнес его в соседнее помещение, где стояло еще несколько подобных готовых роботов-помощников.

Вернувшись, он задорно хлопнул в ладоши.

- Ну что ж, время заката. Пора выпить бутылочку холодного пива!

Тэо в ответ так же попытался хлопнуть в ладоши.

Они поднялись по чугунной лестнице на второй ярус и вышли на длинный балкон. Солнце действительно уже опускалось к горизонту.

- Мне пора возвращаться, - сказал Тэо. - Так о чем вы хотели меня попросить?

- Ах да, сейчас… - Мастер открыл бутылку пива и сделал несколько глотков. - Видишь вон тот район, где заброшенный металлургический завод?

- Да. Это промышленная зона города. Мне запрещено туда ходить.

- А я и не прошу. Говорят, там много бесхозных роботов. Они оказались там из-за того, что у них в навигации возник какой-то сбой. Сейчас без технического контроля у них наверняка стало еще больше проблем в системе. Я много думал, как сделать так, чтобы они пришли в мою мастерскую, чтобы я мог им помочь. Но так и не придумал ничего. Возможно, тебе будет больше ясна их логика. Ты ведь тоже робот, только более совершенный. Сможешь подумать над этим и решить эту задачу для меня? Заодно ты бы помог тем, кто слабее нас. А это приблизило бы тебя к человеческой природе. Ты ведь хочешь стать человеком?


- Да. Но это технически невозможно.

Мастер покачал головой.

- Нет, Тэо, ты не понимаешь. Главное, это не то, что у тебя снаружи, главное – это то, что у тебя внутри. Твой разум и твои чувства.

Тэо посмотрел на Мастера, затем на темный горизонт промзоны.

- Я попробую вам помочь Мастер и подумаю над решением вашей задачи.

- Ну что ж, до новой встречи мой друг. – Мастер протянул руку, Тэо осторожно пожал ее в знак согласия.


***


Гарольд задумчиво наблюдал за монитором.

- Ну что, где там твой подопечный? – спросила Вера, проходя мимо с чашкой кофе.

- Не знаю….

- Как это? Уже скоро конец рабочего дня.

— Это так странно. Он уже неделю посещает одно и то же место. Это недалеко, но находится в спальном районе, рядом с промзоной. Его датчики показывают, что он что-то анализирует, изучает.

- А где видео? – Вера с любопытством заглянула в планшет.

- В том то и дело, – куратор сосредоточенно потер висок, - там такой район непонятный. То ли что-то глушит видеосигнал, толи в целом плохая связь. Видео смогут расшифровать и посмотреть только разработчики. И то не факт, что Тэо сохраняет эти записи. Так что, неизвестно, куда он ходит.

- Так просто спроси у него.

- Спрашивал. Отвечает уклончиво, общими фразами.

- Твой киборг что-то скрывает от тебя, планирует что-то противозаконное, - съязвила Вера. - Я с самого начала поняла, что с ним что-то не так.

- Брось, он на это еще не способен! – Гарольд улыбнулся. – Он, как дитя малое. Но жалоб от населения пока не поступало, так что я не могу ему запретить ходить туда. Он что-то изучает. Но это так странно.


***

Мастер, слегка покачиваясь от выпитого лишнего алкоголя, достал электронный ключ и приложил к железным воротам. Они с легким жужжанием открылись. Напевая засевшую в голове мелодию из бара, он не спеша поднялся наверх, в свою комнату.

- Здравствуйте, Мастер!

От неожиданности мужчина отпрянул и торопливо включил свет.

- Тэо? Что ты здесь делаешь? И как ты сюда попал?

- Я скопировал магнитный код с вашего ключа.

- Больше так не делай и немедленно удали мой код! Так делать нельзя. Ты можешь сюда приходить только тогда, когда тебя впускают. Иначе это проникновение в частную собственность и незаконно!

- Простите, Мастер. – Тэо виновато наклонил голову. - Просто я думал, что мы друзья и так делать можно. Я запишу этот подпункт в директорию. Такого больше не повториться. Магнитный код удален. Простите, что воспользовался вашим доверием.

- Какой же ты вежливый! - смягчился Мастер. – Ладно, так что ты здесь делаешь?

Робот оживился.

- Я долго думал над вашей задачей и решил ее!

- Так, и?

- Думаю, с балкона будет лучше видно.

- Что видно? – насторожился Мастер.

— Это сюрприз! – Тэо улыбнулся широкой улыбкой насколько смог.


Они вышли на балкон. Сумерки медленно, но неуклонно опускались на серые улицы и задремавшие дома.

- Я взял на себя инициативу освободить один из ваших гаражных блоков. Посмотрите, вон на тот под номером пять.

Мастер присмотрелся, прищурив глаза, и увидел, что гаражный блок полон шатающихся поврежденных роботов. Какие-то из них были лишены отдельных деталей, какие-то целые, но покрытие слоем ржавчины, некоторые со сломанными индикаторами и сенсорами.

- Как тебе это удалось! – обрадовался Мастер. – Это же невероятно!

- Я проанализировал, что именно притягивает их сюда. – Тэо гордо выровнял осанку. - Выявил конкретный сигнал на высокой частоте. Собрал из ваших запчастей устройство, издающее такой же звук, и усилил его. Эти роботы просто улавливают нужную волну и идут на этот сигнал. Такая чувствительная сенсорная система только у сломанных роботов.

— Это гениально Тэо! И как я сам до этого не додумался!

***


- Куда все идут, Лара? – Бетси, прихрамывая на стальную ногу, с беспокойством посмотрела на подругу.

- Я не знаю, Бетси. Но ты ведь тоже слышишь это звук?

- Да, он звучит с самого утра.

- Давай тоже пойдем туда. – Лара мигнула единственным глазом и погасла.

Бетси осторожно постучала по стеклянному глазу и тот снова загорелся.

- О, спасибо! – поблагодарила ее подруга и с грустью продолжила. – Я скоро совсем ослепну. Может быть, там нам помогут и выведут нас отсюда обратно домой?

- Не знаю, - с опаской посмотрела в сторону городских огней Бетси. Местами на горизонте еще всплывали одинокие роботы и вставали в разреженный караван других таких же, которые все шли в одну и ту же сторону. – Все это как-то странно.

- Но мы не можем оставаться здесь – жалобно завопила Лара. – Вдруг это наш шанс!

- Хорошо, давай тоже пойдем, – неохотно согласилась Бетси.


***


- Я так благодарен тебе Тэо! – не переставал восхищаться Мастер. Он посмотрел на робота и с благодарностью положил ему руку на плечо. Тэо попытался сымитировать его счастливую улыбку. – Теперь у меня будет много работы, но я так счастлив! Спасибо тебе!

- Я уже все продумал, Мастер. Держите. – Тэо протянул на своей металлической ладони пульт с двумя кнопками.

- Что это?

- Первая кнопка отключает сигнал. А вторая, это окончательное решение задачи, которую вы мне задали. Нажимайте и увидите.

- Какой же ты гений, Тэо, даже пульт продумал! – Мастер радостно нажал на кнопку и посмотрел на гаражный блок. Двери блока плавно закрылись. – Как же мне повезло, что я встрети...

Незаконченная фраза застыла на искаженном лице Мастера. После того, как двери блока закрылись, послышался звук лязгающего и искорёженного металла. Мастер озадачено посмотрел на Тэо. Гордо выпрямив стальную спину, он изобразил счастливое лицо.

- Теперь они больше не будут мучатся своими техническими проблемами, а у вас появилось много дополнительных запчастей для создания новых усовершенствованных роботов!

Мастер ничего не ответил, лишь с ужасом наблюдал за происходящим в гаражном блоке.


***


- Стой, стой, слышишь? – Бетси остановилась.

- О, нет, мы не успели! – заволновалась Лара. – Они закрывают двери!

Оба робота остановились, поднявшись на небольшой холм пустыря и издалека наблюдая за происходящим. Последовавший после закрытия дверей жуткий скрежет поверг их в ступор.

Лара, широко открыв рот, изобразила шок и с беспокойством посмотрела на Бетси.

- Они…. Они их уничтожают? Они их….

Бетси, сочувственно подняв брови, закивала головой.

Они еще некоторое время постояли, вцепившись друг в друга руками, а потом Лара посмотрела на подругу и, увидев ее лицо, воскликнула.

- О, Бетси! У тебя из глаз масло потекло!

А.Вэджи. 11/2019

8 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Агасфер

МИР

bottom of page